НАСЛЕДИЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

"Дом детей - это среда, где каждый ребёнок имеет возможность проявлять и развивать свою активность". 
Мы работаем с детьми без повелительного наклонения и с самого маленького возраста,
предоставляем волю их самостоятельным действиям, особым, глубоко личным мироощущениям, 

а педагогов рассматриваем как исследователей-наблюдателей.

"Я не думаю, конечно, что добро в наших малышах, наслаждающихся свободой, 
разрешит проблему абсолютного добра и зла у человечества...

Мы можем только сказать, что внесли свою долю в дело добра,
устранив для наших детей все препятствия развития, всеповоды для гнева и возмущения". 

Мария Монтессори

Мария Монтессори - известный итальянский педагог-гуманист (1870-1952), посвятивший всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по системе Монтессори работают во всём мире. Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребёнку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.

Монтессори - метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и чёткой структурой, специально предназначенной для маленького ребёнка. Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребёнка.

Монтессори - система даёт ребёнку основательную базу для формирования личности - всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

Основной девиз метода звучит так: «Помоги мне сделать это самому!»

М. Монтессори обратила внимание, что у ребёнка от 0 до 6 лет есть так называемые сензитивные периоды - промежутки времени, когда ребёнок наиболее легко и естественно учится определённым вещам. Они длятся определённое время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребёнку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

  • Порядок. Характеризуется стремлением к постоянству и повторениям. Страстная приверженность установленному распорядку. Глубоко страдает от беспорядка. Среда должна быть тщательно упорядочена, с определенным местом для каждой вещи и чётко установленными правилами (от 2 до 4 лет).
  • Движение. Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба (от рождения до 1,5 лет).
  • Маленькие предметы. Интерес к мелким предметам и деталям (от 1,5 до 4 лет).
  • Вежливость и этикет. Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности (от 2,5 до 6 лет).
  • Утончение чувств. Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения (от 2,5 до 6 лет).
  • Письмо. Стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге (от 3,5 до 4,5 лет).
  • Чтение. Спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов (от 3 до 5,5 лет).
  • Язык. Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса (от рождения до 6 лет).
  • Пространственные отношения. Формирование представлений о расположении в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики (от 4 до 6 лет).
  • Музыка. Спонтанный интерес и развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и мелодии (от 2 до 6 лет).
  • Математика. Формирование представления о количествах и операциях с ними благодаря использованию простого и конкретного материала (от 4 до 6 лет).

Основная идея метода Марии Монтессори заключается в стимулировании ребёнка к саморазвитию. Этот результат достигается с помощью подготовленной среды, который учитель создаёт, исходя из психологических потребностей ребёнка. Эта среда имеет чёткую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития.

ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА

Упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребёнок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застёжками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребёнок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть стол и даже полировать серебро.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает своё зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную памят      

ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ

Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребёнок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причём обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребёнок научился операциям сложения, вычитания, освоил порядковый счёт - всё то, что считается важным критерием готовности ребёнка к поступлению в школу.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Позволяет систематизировать знания об окружающем мире, изучая основы физики, ботаники, географии, анатомии и других естественнонаучных дисциплин, а также познать своё место в мире.

ГИМН ДОМА МОНТЕССОРИ

Ветерок с берёзкой шепчется, на траве блестит роса.

Детский сад нам улыбается, улыбается с утра!

Любим мы "Дом Монтессори", здесь повсюду чудеса,

Нет времени для ссоры, здесь мы все - одна семья!

Обо всём, что есть на свете очень хочется узнать,

И со мной учитель рядом, чтоб помочь мне всё понять.

Любим мы "Дом Монтессори", здесь повсюду чудеса,

Нет времени для ссоры, здесь мы все - одна семья!